О том, как цифровые платформы изменяют логистику, РБК+ рассказал генеральный директор группы компаний «Деловые Линии» Фарид Мадани.
— Закакими цифровыми платформами будущее логистики— заотдельными сервисами или теми, которые запускают сами грузоперевозчики?
— Цифровизация вотрасли идет двумя путями: силами частного бизнеса исверху— отгосударства. Регуляторы разрабатывают требования кновым стандартам логистики, например внедряют электронный документооборот идругие инициативы врамках создания «зеленого транзитного коридора» через территорию страны. Или ужесточают контроль засоблюдением режима труда иотдыха водителя. Ноесли государство решает глобальные задачи, втом числе требующие изменений назаконодательном уровне, тобизнес отталкивается отвозросших потребностей иожиданий клиентов кскорости икачеству услуги, атакже отсобственных потребностей вповышении эффективности.
Следующий этап цифровой трансформации логистики— это платформенные решения, сводящие разные автоматизированные процессы воедино. Назападном рынке сейчас активно внедряется концепция Control Tower, применяющая принцип авиационной диспетчеризации кдорожно-транспортной логистике: система врежиме реального времени сопоставляет геоданные, текущее задание транспортного средства, учитывает телематику, картографию, анализирует все факторы ипозволяет управлять техническими идорожными форс-мажорами, выявляет факты нецелевого инеэффективного использования транспорта. ВРоссии таких систем практическинет.
Наиболееже эффективные платформы —те, закоторыми стоят иИТ, иинфраструктурные составляющие, атакже база компетенций. Отдельное направление всегменте b2c— сервисы крупных интернет-магазинов, для которых логистика неосновное, ноочень важное звено. Интернет-магазины выстраивают вокруг себя целые экосистемы, изарубежные гиганты (например, Amazon) преуспели вэтом. Для России эти процессы пока только набирают обороты.
— Что обеспечивает грузоотправителю иполучателю цифровые платформы? Можноли говорить обуберизации вэтой сфере?
— Обе стороны процесса при использовании платформ получают снижение операционных издержек. Наплатформе должен быть представлен ряд сопутствующих услуг, необходимых клиенту, например страхование, факторинг ит.п. Вцелом уже можно говорить оначале уберизации отрасли грузовых перевозок, хотя пока что через платформы идет меньшее количество заказов, чем при традиционном обращении клиента кперевозчику. При этом платформами унас могут называть ипросто доски объявлений, хотя это иневерно.
— Всвою очередь, каково значение цифровых систем для оптимизации бизнес-процессов самих компаний?
— Для нас— очень велико. Особенно сучетом масштаба компании, разнообразия процессов иколичества клиентов. Под эти задачи бизнес-интегратор BIA-Technologies разработал отдельный продукт Sunrise BPMS, учитывающий нашу специфику. Посути, система позволяет автоматизировать документооборот, создать эффективную систему контроля исполнения, наладить необходимую интеграцию ссистемами ибазами данных партнеров, втом числе объединять данные эксклюзивного ПОи стандартных приложений врамках единой системы. Первые результаты внедрения: существенно сокращаются как затраты времени, так ифинансовые издержки. Оптимизация достигает 35% поотдельным процессам. Мытакже нарабатываем огромный массив данных, который является самостоятельной ценностью как для дальнейшего совершенствования предложений клиентам, так идля модификации платформ.
— Как интегрируются смаршрутными программами digital-решения для складской логистики?
— Унас системы TMS (Trans-portation Management Sys-tem) иWMS (Warehouse Management System) объединены врамках отдельного продуктового решения. Система выдерживает 10тыс. одновременно работающих пользователей иучитывает все происходящие изменения. Внедрение данного продукта позволило на10% снизить транспортные расходы, на15% оптимизировать количество транспорта исократить складские операционные затраты. Кроме того, мыувеличили пропускную способность складов на25% ина 35% снизили время обработки грузов.
— Какие технологии уже полноценно работают? Например, по-настоящемули включен впроцесс искусственный интеллект?
— Яуже упоминал оконцепции Control Tower, которая завоевывает Запад. ВРоссии есть примерный аналог— система FleetTMS, имы ееприменяем.
Искусственный интеллект мыиспользуем, нона отдельных участках. Еслиже вспомнить про еще одну модную тему— блокчейн, тоговорить овсеобъемлющей интегрированной системе наего базе влогистике пока рано, тем более что решения наоснове блокчейна должны сопровождаться изменениями взаконодательстве.
Перспективны иварианты сдронами, беспилотным транспортом, нопока это по-прежнему скорее экзотика, чем повседневность. Целый ряд решений возможен только при условии цифровизации дорог, ав российских масштабах это огромные деньги. Кроме того, нужны вложения вкибербезопасность для предотвращения атак насистемы управления дорогами. Тоесть примерная картинка цифрового будущего вголовах есть, адля практической реализации требуются время, деньги, законодательная база.
— Помогаетли «цифра» развитию перевозок сборных грузов, появлению более быстрой, точной доставки?
—Да, всборных грузах цифровизация помогает наилучшим образом скомбинировать распределительные центры итранспорт для скорейшей доставки получателю, скоординировать работу наскладе иускорить логистические процессы. Это все внутренние процессы компании— клиент получает конечный результат ввиде более быстрой доставки, атакже неочевидный для него результат ввиде неудорожания стандартной услуги. Изнаглядных для отправителя иполучателя сервисов— возможность прямо вмобильном приложении измерить габариты груза, отслеживать перемещение отправления доточки назначения или насайте интернет-магазина рассчитать стоимость доставки нужным способом (до склада, додвери ит.п.).
Если мыговорим одоставке доадреса, тоздесь актуален вопрос «последней мили», когда сборный груз прибыл натерминал итеперь его надо развезти поадресам— здесь целый ряд возможностей для новых технологий, например сиспользованием дронов.
— Какие будут главные конкурентные преимущества уигроков вашего рынка вближайшей перспективе? Смогутли небольшие перевозчики встроиться вцифровую логистику или следует ждать дальнейшей консолидации рынка?
— Конкурентные преимущества— это уже имеющиеся наработки втом числе вобласти цифровизации ианализа массива данных. Можно предлагать корпоративным клиентам сбольшими объемами грузопотоков аналитику намассивах данных, которая позволит скорректировать объемы иноменклатуру отправлений, спрогнозировать объемы будущих заказов ипотребности заказчиков врегиональном иассортиментном разрезе. Тоесть перевозчик, посути, выходит зарамки своих традиционных функций для клиента истановится внешним аналитиком. Собственно, крупные корпорации впринципе иидут именно попути расширения функционала ивыхода запривычные рамки— посмотрите накрупнейших игроков тогоже банковского сектора, некоторые изкоторых даже выходят нарынок доставки продуктов измагазинов.
Нуи, конечно, для крупных игроков сегодня важно работать, что называется, «в белой зоне». Нато, чтобы доверять грузы непрозрачным компаниям, сотрудничество скоторыми вперспективе еще иможет принести проблемы срегуляторами, сегодня решаются все меньше отправителей.
Выход для небольших перевозчиков, которые хотят оставаться «в рынке» иу которых нет необходимых ресурсов для цифровизации,— подключаться кплатформам-агрегаторам.